Как самостоятельно заправить или дозаправить кондиционер Hyundai Grand Starex фреоном R134a
Если кондиционер в вашем автомобиле стал хуже охлаждать, то возможно несколько причин. Это загрязнение конденсатора (первый радиатор по потоку воздуха), неисправности компрессора, проводки, датчиков, внешнего или внутреннего вентилятора, неисправности ТРВ (терморегулирующего вентиля), грязный салонный фильтр, засорение испарителя (пыль, пух, листья), слишком высокая влажность, и конечно самая частая причина — система потеряла часть хладагента (фреона или хладона, кому как нравится).
Именно об этой причине и поговорим в этой статье. Обусловившись, что все остальные причины неисправности отсутствуют. Не хватает только фреона.
Заправить его можно как в сервисе по обслуживанию автокондиционеров, так и самостоятельно. Если вы собираетесь воспользоваться исключительно первым вариантом, то дальше можно не читать. Вам это не нужно. Если же вы хотите заправить или дозаправить кондиционер самостоятельно, то вам понадобится хотя бы минимальный набор: баллон с фреоном R134a (650 г), шланг с манометром, быстросъёмный разъём и вентиль-проколка для баллона. Но, есть одно условие — отсутствие явной утечки. Система должна быть герметичной.
P.S. Мы не будем здесь рассматривать ремонты, замены элементов и вакуумирование с опрессовкой.
Кратко об устройстве автокондиционера.

Если вам оно хорошо известно — пропустите этот абзац. Если нет, то постарайтесь вникнуть и понять, чтобы представлять в голове, какие процессы идут. Что вы делаете и что в итоге должно получиться, и почему.
Система состоит из:
- Компрессор – нагнетает фреон. Перекачивать способен только газ. Не жидкость.
- Конденсатор (радиатор кондиционера) – охлаждает газ с помощью вентилятора и набегающего потока воздуха. В конденсаторе фреон в виде газа охлаждается и конденсируется в жидкий фреон. Отдавая тепло в атмосферу, забранное из салона.
- Испаритель (радиатор в салоне) – охлаждает воздух. В нем внутри жидкий фреон кипит, отбирая тепло у продуваемого через него вентилятором воздуха. Температура кипения фреона низкая, всего +3-4°С. За счет этого возух охлаждается.
- Ресивер-осушитель – небольшая ёмкость наполненная селикагелем. Жидкий фреон проходит через него. Тем самым удаляется влага (если она попала при заправке).
- ТРВ (терморегулирующий вентиль, он же расширительный клапан) – дозирует подачу фреона в испаритель в зависимости от температуры паров фреона на выходе из испарителя. Таким образом поддерживает нужное количество фреона в испарителе, чтобы его было всегда ни много — ни мало, при разных наружных температурах воздуха.
Фреон циркулирует по замкнутому контуру, и если система не повреждена, её можно дозаправить.
А куда делся фреон? Резонно спросите вы.
Дело в том, что система автокондиционера не герметичная как у холодильника или бытовой сплит-системы, а полугерметичная. Так как компрессор имеет вращающийся вал, одним концом выходящий наружу. На который одет шкив для ремня. А другим концом вращает внутри поршневой насос, перекачивающий фреон и непосредственно контактирует с фреоном. Сальник, разделяющий эти две среды, не может полностью обеспечить герметичность. Поэтому считается нормальным каждые два-три года производить дозаправку или полную перезаправку системы. Что и делают в сервисах с помощью автоматических станций. Но полная перезаправка всегда дороже, чем просто дозаправить потерянное количество. Что как правило в сервисе не делают. Это им не выгодно. И долго.
Когда нужна дозаправка?
- Кондиционер охлаждает слабее, но всё ещё охлаждает.
- Компрессор включается, но холод еле ощутим.
- Нет явных утечек (масляных пятен под капотом по всем трубкам и элементам системы).
- Признак слабого охлаждения уже давно (исключив загрязнение конденсатора).
Если компрессор или вентилятор не включается – возможна полная утечка или поломка. В первом случае, если нет явной утечки (повреждения контура), заправка может оживить кондиционер. Во-втором случае заправка может оказаться бесполезна – нужен ремонт.
Рассмотрим два варианта.
- Полная заправка (она проще, заправка по весу фреона).
- Дозаправка (чуть сложнее).
Что понадобится?
✔ Два баллончика с фреоном R134a по 650 г.(может идти как 1000 г. общий вес с баллоном).
✔ Шланг с манометром и переходником под заправочный порт (обычно синего цвета, для магистрали низкого давления).
✔ Электронные весы или электронный безмен.
✔ Термометр (желательно электронный или мультиметр с термопарой).

ЗАПРАВКА
Пошаговая инструкция для заправки (если система пустая).
⚠ Только с баллоном где 650 гр. фреона, во избежание перезаправки.
В нашем случае будем считать, что в системе еще есть остаточное давление газа хотя бы с небольшим давлением. Пусть даже там совсем не осталось жидкого фреона. Система не вскрывалась. Никакие элементы не менялись и воздух туда не попал. Сильно замасляных мест компрессорным маслом на трубках и элементах кондиционера — нет. То есть повреждений нет. Только в этом случае вакуумирование не требуется, так как в системе, воздуха и паров воды нет. И наличие хотя-бы небольшого избыточного давления газа гарантирует отсутствие воздуха. Добавление масла так же не требуется.
1. Подготовка
- Работы должны производиться при температуре окружающего воздуха выше +10°С (чем теплее, тем лучше).
- Убедитесь на табличке под капотом или в руководстве по эксплуатации в нужном количестве фреона для полной заправки.
- Для Hyundai Grand Starex (Н-1):
Для системы без заднего кондиционера 650 +-25 гр.
Для системы с задним кондиционером 850 +-25 гр.
2. Подключение баллона
- Снимите колпачок (под капотом) с присоединительного порта на трубке контура низкого давления кондиционера на котором нанесена буква «L» (Low — низкий). Эта труба более толстая, чем труба высокого давления, с портом, на колпачке которого нанесена буква «Н» (High — высокий).
- Присоедините к шлангу с манометром быстросъёмный разъём и проверьте, чтобы был закрыт его вентиль и вентиль шланга.
- Подключите шланг к баллону с фреоном.
- Подсоедините шланг с манометром к порту кондиционера, (где сняли колпачёк), оттянув вверх нижнее кольцо быстросъёмного разъёма.
- Перед заправкой стравите воздух из шланга, приоткрутив немного шланг от быстросъёма (вентиль быстросъёма закрыт) и приоткрыв вентиль у манометра, а после баллона на 2-3 сек, чтобы газ из баллона вытеснил воздух и заполнил шланг. Баллон при этом не переворачивайте. И не кладите на бок. После чего сначала закрутите шланг на быстросъёме, потом закройте вентиль у манометра и баллона. Шланг продут. В нем только газ-фреон.


3. Заправка
- Взвесьте баллон на весах прямо с присоединённым шлангом с точностью до +-10 гр.
- Двигатель пока не заводим.
- Откройте вентиль на баллоне.
- Переверните баллон вверх дном, чтобы фреон мог заходить в жидкой фазе.
- Откройте вентиль на манометре и быстросъёме. Фреон пошел.
(Если предварительно подогреть баллон с фреоном в горячей воде, то процесс заправки существенно ускорится и возможно заводить двигатель для заправки не понадобится). - ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ГРЕЙТЕ БАЛЛОН ПЛАМЕНЕМ ИЛИ НА ЭЛ. ПЛИТКЕ. ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, А ИНОГДА И ЖИЗНИ.
- Следите за весом, периодически встряхивая баллон, для понимания, что там еще есть жидкость.
- Заправив столько жидкого фреона, сколько получится, закройте вентиль на шланге.
- Если в баллоне остался фреон — заведите двигатель, включите оба кондиционера (передний и салонный) на максимальный холод и средние обороты вентиляторов. Двери кабины и салона откройте, чтобы тёплый воздух заходил в салон.
- Перевернув снова баллон вверх дном откройте вентиль на 3-4 сек. и закройте, чтобы компрессор не получил гидроудар (он боится жидкого фреона), т.к. компрессор от заправочного порта находится близко.
- Через 30 сек. снова откройте вентиль на 3-4 сек. и закройте снова на 30 сек. Продолжайте так делать, пока не закончится жидкий фреон в баллоне.
- Если у вас в машине только один кондиционер, то должно хватить одного баллона целиком. После чего закройте все вентили и взвесьте баллон. Убедитесь, что он стал легче на 650 гр. Манометр не отключаем для дальнейших измерений.
- Вентили все закрываем. Баллон отсоединяем.
4. Контроль температуры
- Вставьте термометр в дефлектор воздуховода.
- Температура на выходе из дифлекторов зависит от внешней температуры. Нормальная температура на выходе: +6…+10°C (при +25°C на улице).
- Если не отключили манометр, то он должен показать давление 2,2-2,4 бара (или 3-4°С — температура кипения фреона на соседней шкале). Если меньше — фреона не достаточно. Если больше — фреона много.
- Если достигнуто нормальное давление и холод – заправку можно завершить. Если так, то отключайте шланг, закрутите колпачек с буквой «L» на трубке кондиционера.


На картинках выше, вы можете увидеть соответствие шкал давления и температуры. Внешняя шкала (подписана bar) — шкала давления в барах. Синяя шкала — температура кипения для фреона R134A при соответствующем давлении.
5. Если у вас два кондиционера
- Вам понадобится второй такой же баллон с фреоном. Но не весь, а только 200 гр. Которые так же как в п.3 заправляем в жидкой фазе по 3-4 сек, через 30 сек (дав компрессору время на прокачку) и контролируя вес с помощью весов, чтобы не перезаправить. В итоге вы должны залить всего в сумме 850 +-25 гр фреона. Это первый баллон + часть второго. Проконтролировать температуру и давление как в п.4.
- Если всё соответствует, заправка закончена. Если давление не хватает, добавляем фреон дальше маленькими порциями до нужного давления 2,2-2,4 бар. Но в этом случае даём кондиционеру больше времени на прокачку. Примерно 3-5 мин. Так как параметры могут подняться не сразу, а спустя несколько минут работы. Только после этого можно оценить, нужно ли заправлять дальше.
- При недозапраке и при перезаправке — эффективность охлаждения снижается. При недостаточной заправке, с давлением ниже 1,9 бар (0°С — температура кипения фреона при этом давлении) велика вероятность обмерзания испарителя снежной шугой и непроходимость воздуха. С последующим сильным сбросом воды — конденсата (возможно в салон), после отключения кондиционера.
При заправке выше 2,5-2,6 бар (+5-6°С — температура кипения фреона при этом давлении) эффективность охлаждения снижается. И компрессор перегружается.
ДОЗАПРАВКА
Пошаговая инструкция для дозаправки (если система не пустая).
⚠ Только с баллоном где 650 гр. фреона, во избежание перезаправки.
В нашем случае будем считать, что система не пустая и работает, но плохо охлаждает. И количество фреона в системе нам не известно. Но известно, что какое-то количество жидкого фреона там точно есть и воздух туда не попал. Только в этом случае опустошение системы и последующее вакуумирование не требуется.
1. Подготовка
Работы должны производиться при температуре окружающего воздуха выше +10°С (чем теплее, тем лучше).
2. Подключение баллона
- Снимите колпачок (под капотом) с присоединительного порта на трубке контура низкого давления кондиционера на котором нанесена буква «L» (Low — низкий). Эта труба более толстая, чем труба высокого давления, с портом, на колпачке которого нанесена буква «Н» (High — высокий).
- Присоедините к шлангу с манометром быстросъёмный разъём и проверьте, чтобы был закрыт его вентиль и вентиль шланга.
- Подключите шланг к баллону с фреоном.
- Подсоедините шланг с манометром к порту кондиционера, (где сняли колпачёк), оттянув вверх нижнее кольцо быстросъёмного разъёма.
- Перед заправкой стравите воздух из шланга, приоткрутив немного шланг от быстросъёма (вентиль быстросъёма закрыт) и приоткрыв вентиль у манометра, а после баллона на 2-3 сек, чтобы газ из баллона вытеснил воздух и заполнил шланг. Баллон при этом не переворачивайте. И не кладите на бок. После чего сначала закрутите шланг на быстросъёме, потом закойте вентиль у манометра и баллона. Шланг продут. В нем только газ-фреон.
3. Заправка
- Взвесьте баллон на весах прямо с присоединённым шлангом с точностью до +-10 гр.
- Заведите двигатель, включите оба кондиционера (передний и салонный) на максимальный холод и средние обороты вентиляторов. Двери кабины и салона откройте, чтобы тёплый воздух заходил в салон.
- Перевернув баллон вверх дном откройте вентиль на 3-4 сек. и закройте, чтобы компрессор не получил гидроудар (он боится жидкого фреона), т.к. компрессор от заправочного порта находится близко.
- Через 30 сек. снова откройте вентиль на 3-4 сек. и закройте снова на 30 сек. Продолжайте так делать, пока не достигните результатов указанных в следующем пункте. Постоянно их контролируйте. Не спешите.
4. Контроль температуры
- Вставьте термометр в дефлектор.
- Температура на выходе из дифлекторов зависит от внешней температуры. Нормальная температура на выходе: +6…+10°C (при +25°C на улице).
- По манометру контролируйте давление: 2,2-2,4 бара (или 3-4°С — температура кипения фреона на соседней шкале). Это главный параметр. Если меньше — фреона не достаточно. Если больше — фреона много.
- Далее, постарайтесь добраться до толстой трубки (НД) испарителя в салоне (у испарителя две трубки: потолще — газовая или низкого давления(НД); потоньше — жидкостная или высокого давления (ВД)). И измерьте ее температуру электронным цифровым термометром (мультиметром с термопарой).
- Далее произведите простой расчет: Ттр-Ткф=5÷10°С, где: Ттр — температура трубки выхода фреона из испарителя; Ткф — температура кипения фреона по показанию на манометре. Параметр должен быть в пределах +5÷+10°С. Оптимально — в середине = 7÷8°С. Этот параметр называется «величиной перегрева» фреона, определяющий его достаточность, а так-же правильность настройки ТРВ.
- Если величина перегрева больше указанного значения — фреона мало. Либо (если заправка была с нуля по весу) — не правильно настроен ТРВ.
- Если величина перегрева меньше указанного значения — фреона много. Либо (если заправка была с нуля по весу) — не правильно настроен ТРВ.
Но, не буду в этой статье вдаваться в тонкости этого параметра и что с ним делать. Просто убедитесь, что у вас всё правильно. Это будет залогом нормальной работы вашего кондиционера. - Если достигнуто нормальное давление и холод – заправку можно завершить. Если так, то отключайте шланг, закрутите колпачек с буквой «L» на трубке кондиционера.
И наслаждайтесь собственной работой под прохладой восстановленного вами кондиционера!
Для информации:

Чтобы просмотреть по этой линейке шкал какому давлению соответствует температура кипения фреона R134A и наоборот, приложите вертикально линейку, выбрав давление или температуру.
Когда нужно добавлять масло?
- Если система разгерметизировалась (был ремонт или утечка).
- Если компрессор шумит или работает с перебоями.
Масло: FD46XG (PAG) (10–20 мл на 100 г фреона).
Когда масло не нужно?
- Если система не вскрывалась, а просто медленно теряла фреон.
- Если компрессор работает ровно, без шумов.
- Важные моменты!
⚠ Не перезаправляйте! Избыток фреона снижает эффективность и может повредить компрессор.
⚠ Не заправляйте при утечках – фреон быстро уйдёт, а компрессор может выйти из строя.
⚠ Если давление не растёт – возможна закупорка или неисправность компрессора.
Если после заправки кондиционер не стал холоднее – обратитесь к специалисту.
И еще! Вам напутствие:
Не доверяйтесь автозаправщикам на обочине. В лучшем случае они сольют ваш фреон к себе в баллон. Это очень легко сделать. А вы еще за это и заплатите. А в худшем, сломают вам компрессор. Вы не знаете, что вам заправляют, по какому критерию и сколько. Качественная заправка на дороге возможна. Но учитывая ваши знания, — они заинтересованы только в прибыли, но не в качестве. Поэтому и вышли на дорогу.
Всем удачи!
Автор: Эдуард Анфёров
Пожалуйста, оцените ниже статью.
Буду рад отзывам на странице отзывов.
Возможно вам понравится:
Документы которые вам могут понадобиться при встрече с ГИБДД
Замена цепей двигателя D4CB от А до Я
Топливный фильтр высокого давления 2000 бар
Скрытая опасность двигателя D4CB
Картерные газы. Откуда? Чем опасны? Как измерить?