Как сделать автоматическое подключение второго аккумулятора.

Не редко бывает так, что любители охоты, рыбалки, дальних путешествий и просто автолюбители, используют в своём автомобиле автономные устройства — отопители салона, предпусковые подогреватели двигателя, холодильники, аудиосистемы и т.п. Часто для таких целей используют дополнительный аккумулятор, чтобы исключить посадку основного, от которого заводится двигатель. Особенно, если предстоит находится там, где ждать помощи неоткуда. А так же в зимний период.

Но, существует проблема. Если подключить второй аккумулятор параллельно основному, то это лишь увеличит ёмкость основного аккумулятора, не защитив его от посадки. И, в силу того, что один аккумулятор может оказаться более старым, а другой более новым, да и вообще, могут оказаться разной ёмкости, естественная посадка напряжения у них будет разная. Тогда более новый аккумулятор будет садиться заряжая более старый выравнивая их ёмкости. А использование автономно даже двух аккумуляторов в связке, не решает проблему сохранения основного. Поэтому дополнительный аккумулятор необходимо отключать от основного, подключив к нему все автономные устройства. Что крайне не удобно. Особенно, когда нужно его заряжать. Так как подключение делается только после запуска двигателя, чтобы не создавать дополнительную нагрузку севшим аккумулятором на основной аккумулятор при старте мотора. А когда это делается часто, то неудобство становится ярко выраженным. Вот если бы это происходило автоматически!…..☝️
Автоматическое подключение
Далее рассмотрим один из вариантов автоматического отключения резервного аккумулятора от основного, когда двигатель остановлен. И автоматического подключения для зарядки, когда запущен.
Существуют готовые решения. Например, устройства «УРА-200», «УРА-300», «УРА-400. Но их стоимость вынуждает искать другие пути. Поэтому, рассмотрим простой, но довольно эффективный и надёжный способ.
Отключение и подключение с помощью цифрового компаратора по уровню напряжения.
На популярной площадке «Алиэкспресс» есть довольно простой, миниатюрный, точный и надёжный компаратор, настраиваемый по напряжению с точностью до 0,1 В.
Смысл его работы заключается в том, что он следит за величиной напряжения в бортовой сети автомобиля. А точнее, на клеммах основного аккумулятора. Когда двигатель остановлен, напряжение на аккумуляторе ниже 12,9 В. Дополнительный аккумулятор отключен. Когда двигатель запущен, напряжение на клеммах основного аккумулятора выше 13,5 В. Срабатывает компаратор. Дополнительный аккумулятор подключен к бортовой сети и заряжается. Пороги на включение и отключение дополнительного аккумулятора устанавливаются с помощью настройки и цифрового индикатора в диапазоне напряжения от 0 до 99,9 В. Поэтому пороги срабатывания 12,9 В и 13,5 В были взяты для примера.




А непосредственное физическое подключение и отключение происходит с помощью дополнительного реле на 12 В, 200 А. Хотя, практика показала, что ток заряда дополнительного аккумулятора не превышает 10 А и то кратковременно. Затем опускается ниже. И постепенно, по мере заряда дополнительного аккумулятора, стремится к нулю. Так что, вполне подойдет обычное автомобильное реле на 10 А. Но, это в том случае, если вы не собираетесь использовать кнопку принудительного включения реле, например для запуска двигателя с двумя аккумуляторами.


Электрическая принципиальная схема подключения на автомобиле:
Автор: Эдуард Анфёров.
Читайте также:
Скрытая опасность двигателя D4CB
Топливный фильтр высокого давления 2000 бар