Что это такое? Зачем они нужны? И почему их удаляют?

Балансирные или уравновешивающие валы говорят сами за себя.
Они призваны гасить вибрации двигателя с гармониками второго и третьего порядка. В диапазоне 1500-2000 об.мин. Это делает работу двигателя более ровной, снижая вибрацию. Как бы «уравновешивают» своим эксцентричным вращением в противофазе вибрациям его работу. И тем самым делают в теории поездки более комфортными.
Вращаются балансирные валы в противоположные стороны. Правый балансир вращается с частотой вращения коленчатого вала, в ту же сторону, что и коленчатый вал — по часовой стрелке. Левый, с частотой вдвое выше, в обратную сторону.
Причина удаления.
Балансирные валы вращаются на двух подшипниках скольжения — ближнем и дальнем. Масло под давлением к ним поступает сначала к ближнему подшипнику, через масляный канал в блоке цилиндров, затем от него, по внутреннему каналу балансира, — к дальнему. При снижении масляного давления, в первую очередь страдает именно дальний подшипник. Так как он получает масло с уже заведомо сниженным давлением. А при давлении масляного насоса ниже нормы (норма 1,8-2 бара), наступает масляное голодание этого узла. При этом, материал вкладыша наваривается на шейку вала, перекрывая отверстие масляного канала и смазка прекращается совсем. После этого процесс разрушения идет стремительно. Это становится слышно. Периодический трещащий звук говорит об этом. То его нет, то появляется на время и так всё повторяется. Но возможен более печальный вариант. Когда балансирный вал, своей шейкой дальнего подшипника приваривается к вкладышу и клинит. В этом случае рвёт цепь масляного насоса со всеми вытекающими последствиями. Если произошел износ вкладышей балансиров или даже одного балансира, то отделаться удалением этих валов не получится. Необходимо снять поддон и внимательно изучить на наличие металлических частиц. Если они обнаружатся, то нужно промывать всю масляную систему. А так же проверить шатунные и коренные вкладыши на повреждение. Проверить состояние подшипника турбины и масляный насос. Почистить и промыть маслозаборную сетку. А так же, рекомендуется проверить клапан масляного редуктора. И не исключена вероятность засорения невозвратного клапана, который находится на плоскости блока цилиндров под ГБЦ.
Что будет, если удалить эти валы?
Тут встаёт сразу два вопроса. Технический и комфортный. По второму — мнения могут сильно разнится. В зависимости от индивидуальных особенностей и чувствительности организма, предубеждений и качества выполненных работ, влияющих на последующий комфорт.
Что касается первого вопроса, то точного конструкторского ответа про последствия в двигателе D4CB от производителя — нет. Тут можно судить лишь опираясь на практический опыт многих владельцев данного мотора, рискнувших на свой страх и риск удалить балансирные валы. Опыт такого эксперимента не однозначный и вызвал много споров. Однако, он показал, что если работа по удалению балансирных валов была проведена технически грамотно и аккуратно, то каких-либо проблем в техническом плане их отсутствие не вызывает.
Хочу заметить.
Что каждый вал (а их два), весит примерно по 4,5 кг. В сумме — почти 10 кг. И двигатель вынужден их вращать с той же динамикой, как и всю машину. Отбирая заметную мощность у двигателя и растягивая нагруженные цепи. Что неизбежно ведёт к повышенному расходу топлива. Так же, нельзя не заметить, что балансирные валы вращаются в подшипниках скольжения, которые требуют смазки. То есть к ним идут каналы с маслом от масляного насоса. Что в свою очередь снижает общее давление масла в системе. И всё это техническое нагромождение — ради «комфорта».
Как я уже сказал,
многие рискнули удалить балансирные валы. И уже прошли без них десятки и сотни тысяч километров без каких либо последствий. При этом отмечают такие новые качества автомобиля, как — повышение динамики, уменьшение расхода топлива, увеличение давления масла в системе смазки. Что существенно для данного двигателя и особенно для турбины. И лишь малая часть таких владельцев отмечает ухудшение комфорта. Что может быть связано, как я говорил выше, как с индивидуальной чувствительностью организма и личными убеждениями, так и с качеством выполненных работ. А так же с общей технической исправностью двигателя. В особенности топливной системы и настройке турбины.
Сложность восстановления.
Как сказано выше, удаление балансирных валов делают по причине износа, либо повреждения вкладышей этих валов. Дело в том, что после замены вкладышей, их необходимо развернуть специальной разверткой состоящей из двух фрез на одной оси. Для дальнего и ближнего вкладыша одновременно. Чтобы не было перекоса.

Но, к большому сожалению, такой развертки ни у кого нет. И произвести ремонт становится чрезвычайно сложно. Если же развернуть эти вкладыши по отдельности, то неизбежно возникает перекос в сопряжении поверхностей шейка — вкладыш. И возникает повышенная потеря давления масла. Что приводит к избытку смазки в одной стороне вкладыша и голоданию в другой. А это в свою очередь ведет к быстрому выходу из строя этого узла и возврату к ремонту с промывкой мотора от стружки.
Поэтому, стоит или нет делать выбор в сторону удаления балансирных валов — решать только вам. Надёжность и долговечность мотора с такой переделкой ни где официально не регламентируется. Всё выполняется на ваш страх и риск, это нельзя отрицать. Но, как показывает практический опыт, этот риск оправдывает альтернативу столь сложному и проблемному ремонту. И при правильном выполнении не влечет последствий.
Автор: Эдуард Анфёров