ka counter -->

Контроль утечки антифриза

Датчик утечки антифриза своими руками

Бывают случаи, когда в движении, на ходу, по каким-либо причинам, автомобиль теряет охлаждающую жидкость. Не на всех автомобилях есть системы контроля за уровнем антифриза в системе охлаждения двигателя. Водитель ничего не подозревает, а уровень падает. И вот, наступает момент, когда уровень упал ниже верхнего бачка радиатора. И циркуляция через радиатор прервалась. Дальше всем всё понятно. Температура двигателя резко растёт. И если водитель вовремя не заметит это, то мотор перегревается. Последствия могут быть самые серьёзные. Деформация и трещины в головке блока цилиндров. Задиры в цилиндро-поршневой группе и т.д. А если это происходит при интенсивном движении, когда всё внимание на дорогу, то вовремя заметить такое очень трудно. Конечно, если это происходит зимой, то сначала перестанет греть печка, т.к. она, как правило, выше уровня основного радиатора. Но и на это не всегда вовремя реагируют. А уж летом тем более. И чтобы избежать подобной неприятности, был придуман этот датчик обеспечивающий контроль утечки антифриза.

Принцип работы

Главная задача — отслеживать уровень охлаждающей жидкости. За основу был взят принцип электро-проводимости воды. В нашем случае антифриза. Он также как и вода хорошо проводит электричество. На этом принципе с давних пор на производствах использовали автоматическую работу насосов. Которые поддерживали уровень в ёмкости или откачивали воду с дренажей, колодцев, баков и т.п. В качестве датчика использовали металлические электроды, расположенные на заданных уровнях. И когда вода наполняясь касалась электрода или напротив, когда уровень падал, контакт электрода с водой рвался, происходило включение либо отключение насоса. Вода выполняла роль проводника. И одновременно выключателя. Такая схема зарекомендовала себя как очень надёжная, проверенная десятилетиями.

Принцип работы схемы.

Схема состоит из трёх частей. Датчика, логической схемы и исполнительного устройства. Датчик выполнен в виде трёх электродов. Один (средний) электрод (металлический стержень) находится постоянно в жидкости. Опущен до дна или прикреплен к металлической стенке. Другие два электрода (их нижние края) установлены по верхнему и нижнему уровню. Допустим, уровень в ёмкости находится по середине. Вода расходуется, уровень падает. Когда уровень достигнет нижнего края нижнего электрода и касание электрода с водой разорвётся, т.е. разомкнется цепь — сработает логическая схема, включит реле и уже реле включит насос. Насос качает воду. Теперь уровень поднимается. Достиг нижнего электрода, ничего не происходит, уровень растёт дальше. И когда уровень достигнет нижнего края верхнего электрода, снова сработает логическая схема, отключит реле и насос остановится. Всё повторится, когда уровень воды снова опустится ниже нижнего электрода.

Структурная схема

Реализация на автомобиле

Точно такая же схема и была реализована в автомобиле. В качестве самого электронного устройства (триггера), была выбрана электронная схема автоматической работы водяного насоса, купленная на Алиэкспрессе. Там же был приобретен пластмассовый корпус для нее и полупроводниковый датчик температуры. А так же алюминиевая проставка для врезки в патрубок верхнего бачка радиатора, в который вкручивается сам датчик. То, что датчик полупроводниковый — абсолютно не важно. Нас интересует его латунный корпус.

Структурная схема для автомобиля.

Для того, чтобы схема работала, требуется установить в верхней части уровня охлаждающей жидкости все три электрода на одном уровне, как на рисунке. Так как оказавшись в воде (антифризе) все разом, реле переключается и схема встаёт в дежурный режим. Или режим ожидания. Как только уровень воды понизится на столько, что один из двух электродов разомкнется (третий это корпус проставки и датчика), схема вернётся в исходное состояние и переключит реле. Которое, в свою очередь, подаст питание на сигнализирующее устройство расположенное где-то в кабине. Это может быть светодиод, пьезоизлучатель, активный динамик, лампочка и т.п. Всё зависит от вашей фантазии. Главное, чтобы это не было опасным для вождения и не создало неожиданный испуг или ослепление ночью.

Почему электроды все вместе вверху?

Потому, что при снижении уровня все три электрода должны разомкнуться. Однако, как потом выяснилось, достаточно использовать не три, а только два электрода. Один изолированный от корпуса, а второй (средний в схеме) на корпусе. Это упрощает изготовление датчика.

Изготовление датчика

Датчик был выбран китайский с резьбой NPT-1/8 10 мм диаметром резьбы. Так как в проставке отверстие с такой резьбой. Выбор сделан в пользу минимизации.

Датчик температуры с Алиэкспресс

Переделка датчика

Для переделки датчика температуры в датчик уровня, необходимо его аккуратно расковырять и всё извлечь. Чтобы остался один корпус.

Корпус датчика

После этого изготавливаем будущие контакты, которые будем встраивать в этот корпус.

Я их сделал из сердечников высокочастотного разъёма. Использовав оттуда же второпласт в качестве изоляторов. Эпоксидную смолу в качестве разделителя (изолятора) использовать не стоит, т.к. она будет постоянно находиться в горячей среде. А эпоксидная смола боится температуры и размягчается. Со временем она просто вымоется и контакты замкнутся. К тому же, второпласт не смачивается водой и поэтому является отличным разделителем воды между контактами.

После этого изготавливаем будущие контакты, которые будем встраивать в этот корпус.

Я их сделал из сердечников высокочастотного разъёма. Использовав оттуда же второпласт в качестве изоляторов. Эпоксидную смолу в качестве разделителя (изолятора) использовать не стоит, т.к. она будет постоянно находиться в горячей среде. А эпоксидная смола боится температуры и размягчается. Со временем она просто вымоется и контакты замкнутся. К тому же, второпласт не смачивается водой и поэтому является отличным разделителем воды между контактами.

Изготовил изоляторы и электроды из высокочастотного разъёма. Электроды у него позолоченные.
С помощью дрели и надфиля подгоняем размер изоляторов
Вот что получилось

Изоляторы должны плотно садиться в отверстия и обжимать электроды. Это нужно для частичной герметизации, чтобы когда будем заливать датчик эпоксидной смолой, из отверстий не полилось.

Размечаем и сверлим отверстия в корпусе датчика

Делаем сквозное отверстие
Вот что получилось

После, устанавливаем электроды с изоляторами, предварительно припаяв провода и осадив сверху термоусадочную трубку. Провода берём медные многожильные. Три штуки. Два на электроды, один на корпус (средний по схеме). Он будет третьим электродом. Я использовал медный многожильный провод во второпластовой изоляции.

Между электродами в корпусе вставлен изолятор
Готово к заливке эпоксидной смолой
В качестве маркера на провода одеты цветные колечки от ПВХ изоляции проводов

Проверяем мультиметром качество нашей работы на замыкание и заливаем внутреннюю полость датчика эпоксидной смолой. В таком исполнении смола не будет напрямую контактировать с антифризом и не будет вымываться.

Заливаем эпоксидной смолой
Заливаем эпоксидной смолой

После застывания эпоксидной смолы обтачиваем лишнее, сглаживаем, чтобы было в ровень с корпусом. Это нужно для того, чтобы датчик наш смог ввернуться в отверстие проставки. А так же, для эстетики. Датчик получается как фирменный.

Спиливаем лишнее с электродов вровень с корпусом

Таким образом у нас получился датчик уровня с тремя электродами. Один из электродов (средний по схеме) — это сам корпус. К нему тоже мы припаяли провод.

Проверяем как вкрутится датчик в проставку и где будут электроды.

Электроды максимально вверху

Если всё хорошо, проверяем работу датчика уже в воде.

И напомню главное правило: проставка с датчиком должна быть расположена в одной оси с верхним патрубком радиатора, т.е. являться его прямым продолжением, датчиком вверх.

Развязка

Далее, подключаем питание к плате триггера в соответствие со схемой. К клеммам выхода реле подключаем индикацию и выводим ее в салон. Реле в нашем случае является размыкателем (выключателем) и напряжения на этих контактах нет. Я специально не показываю своё решение по размещению индикации, т.к. это уже дело вкуса, предпочтения и индивидуального удобства. А также способа оповещения. Кому-то нравится световая индикация, кому-то звуковая, а кто-то предпочитает комбинированную.

На площадке Алиэкспресс можно приобрести активные звуковые пьезо излучатели. Которые при подаче питания сразу издают звук. И вполне использовать для привлечения внимания при срабатывании сигнализации.

Ссылки на Алиэкспресс: (ссылки могут меняться и не соответсвовать действительности)

Патрубок радиатора диаметром 36 мм. Т.е. проставку нужно на 36 мм.

Плата контроля https://aliexpress.ru/item/32978205921.html

Датчик на 10 мм https://aliexpress.ru/item/1005002382413850.html

Проставка:
https://aliexpress.ru/item/32867770790.html

https://ru.aliexpress.com/item/1876110962.html

https://ru.aliexpress.com/item/32839365091.html

Корпус для платы (1): https://sl.aliexpress.ru/p?key=oaHGZUJ

Корпус для платы (2): https://sl.aliexpress.ru/p?key=r9HGZVD

Читайте так же:

Как поднять просевшую дверь на любом авто

Индикатор загрязнения топливного фильтра

прямые поставки оригинальных з/ч на KIA и Hyundai из Южной Кореи

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Поделиться в соцсетях